Стоян Желев: Opel будет развивать свой потенциал в команде PSA

Стоян Желев — основатель и владелец официального представителя Peugeot в Болгарии. На протяжении многих лет он также возглавлял Ассоциацию автопроизводителей и их уполномоченных представителей. Буквально неделю назад группа PSA, владеющая брендами Peugeot и Citroen, купила немецкий Opel у GM. Мы попросили Стояна Желева прокомментировать историческую сделку и то, как она изменит общую картину рынка за рубежом и внутри страны.

— Г-н Желев, минувшая неделя началась с неожиданной для многих новости о том, что группа PSA покупает Opel. Вы сами знали о процессах, связанных с этой многомиллиардной сделкой?

— Как партнер PSA на протяжении почти 25 лет, мы располагали информацией о том, что переговоры ведутся. Но подробности вокруг них хранились в строжайшей тайне до заключения соглашения, и это естественно, учитывая важность и масштаб сделки.

— За последние десять лет было несколько попыток спасти Opel, которые прошли через партнерские стратегии с различными компаниями. Как вы думаете, почему GM не удалось стабилизировать бренд и в конце концов расстались с ним спустя почти 90 лет?

— Автомобильный рынок в Европе чрезвычайно конкурентен, и не все могут добиться на нем успеха. Мне сложно определить конкретные причины неудач GM, но они, безусловно, находятся на стратегическом уровне — продуктовая стратегия, производственная стратегия, маркетинговая стратегия. Еще одним важным фактором является то, что они не нашли способа реализовать синергию на европейском рынке с другими своими брендами. В случае с Chevrolet они в основном делали ставку на низкую цену и только снижали уровень цен на Opel, поэтому бренд был выведен из Европы.

— Как отразится присутствие в команде PSA такого игрока, как Opel?

— В команде PSA кажется, что у Opel есть отличный шанс развить все свои игровые таланты — свои немецкие корни, новые технологические разработки, электромобили, я надеюсь, что платформы 4×4 станут частью сделки. PSA станет еще прибыльнее и сможет выделять еще больше средств на технологическое развитие своей продукции. С сегодняшней точки зрения, сделка устраивает всех участников!

— Генеральный директор компании Карлос Таварес сообщил, что расходы Opel будут распределены между другими брендами, а использование общих платформ и технологий сократит потери почти на 1,7 миллиарда к 2026 году. Разве три бренда не будут похожи на предлагаемые модели?

— Я не вижу такой опасности. Унификация платформ и технологий никоим образом не ведет к унификации продуктов. Например, Porsche, Audi, VW, Seat и Skoda используют одну платформу для некоторых своих моделей, но пользователи это никак не ощущают! К тому же нет смысла разрушать айдентику бренда Opel, он ценен именно этим. В PSA за последние годы значительно увеличились различия в характере двух основных брендов — Peugeot и Citroen, и был запущен третий, совершенно другой бренд DS. Только если обращаются к разным потребителям с разными вкусами и предпочтениями, имеет смысл поддерживать несколько брендов.

— У покупателей Opel в Болгарии после объявления о сделке наверняка возникнет много вопросов. Какие структурные изменения произойдут в дилерской и сервисной сети Opel и будет ли сохранена какая-либо автономия?

— Я не ожидаю, что в ближайшие 2-3 года что-то изменится. Сначала будут объединены закупка, производство и разработка, и только после этого начнется рассмотрение возможностей оптимизации и синергии в распределении. И здесь, если что-то случится, это будет не на уровне розничной, дилерской и сервисной сети, а на уровне управления национальным рынком и оптовой торговлей.

— PSA объявила, что с привлечением Opel группа выйдет на второе место по продажам в Европе с долей 16%. Как изменится картина нашего рынка?

— С приобретением Opel / Vauxhall группа PSA даже достигнет доли рынка в 17% в Европе. В настоящее время на болгарском рынке бренды группы PSA действуют независимо друг от друга. В этом аспекте, как я уже сказал, мы не ожидаем

соглашение будет иметь некоторое влияние в нашей стране в ближайшие 2-3 года как присутствие на рынке.

— Есть ли в нашей стране движение на рынке новых автомобилей и каких тенденций вы ожидаете в этом году?

— Я с оптимизмом смотрю на продажи новых автомобилей в стране. Надеюсь, что положительная тенденция роста продаж с прошлого года сохранится и в этом году. Мы запустили эксклюзивную модель — новый внедорожник Peugeot 3008 был выбран автомобилем года в Европе и является лидером продаж в сегменте C-SUV во Франции. Мы ожидаем к концу года другие новые модели, которые будут предпочтительнее на болгарском рынке.

— Массовый ввоз подержанных автомобилей и, соответственно, спрос продолжается. Вы и другие производители автомобилей давно пытаетесь получить облегчение и стимулы для покупки новой машины. Почему этого на самом деле не происходит?

— С экономической точки зрения, ежегодный импорт более 300 000 подержанных (и все более старых и бывших в употреблении) автомобилей означает полное погружение в трясину нищеты. При добавлении воздействия на окружающую среду и здоровье населения больших городов процесс все больше напоминает самоуничтожение. К сожалению, за последние 20 лет ни одна политическая сила не проявила желания защищать долгосрочные интересы болгарских граждан, хотя и за счет некоторых краткосрочных политических неудобств.

— Как введение налога выходного дня повлияло на продажу автомобилей с налоговой скидкой?

— Большинство покупок новых автомобилей в Болгарии осуществляется юридическими лицами, и в этом смысле логично, что введение новых налоговых ограничений должно действовать в сторону сокращения продаж. Но на самом деле проблема не в самом налоге, а в том, что законодатель не определил точно и однозначно, как он рассчитывается, и существует множество различных возможностей для толкования. Это, в свою очередь, создает неопределенность в компаниях, и некоторые из них откладывают свои покупки. Если бы формулировка была понятной, рост продаж новых автомобилей был бы еще больше.

— Какое будущее у электромобилей в Болгарии?

— Это будущее полностью в руках государства по двум основным направлениям. Прежде всего, должны быть созданы правила и условия для строительства инфраструктуры для зарядки этих автомобилей. В настоящее время существует множество компаний, которые будут инвестировать в такой проект, если будут установлены четкие правила и разрешены юридические и технические неясности. Во-вторых, необходимо создать эффективные стимулы для покупки электромобилей.

Мы знаем, что эти автомобили по-прежнему значительно дороже обычных и нуждаются в дополнительных льготах — например, в праве на налоговый кредит по НДС, освобождении от местных налогов. Это будет в интересах всех жителей крупных городов, где уровень загрязнения воздуха выше допустимого. Если государство сделает свое дело, электромобили войдут в Болгарию намного быстрее.